четверг

Парусный спорт в Советском Союзе

Прошло всего несколько дней, но всем стало уже ясно, что с советскими парусниками приходится считаться, как с первоклассными мастерами.
Газета «Рома», 3 сентября 1960 г., об олимпийских гонках в Неаполитанском заливе.
 
После Октябрьской революции значительная часть яхтенного флота оказалась вместе с эмигрировавшими хозяевами за границей; много судов, оставшихся без надлежащего ухода, погибло или требовало капитального ремонта. Поэтому в начале 20-х годов энтузиасты-любители взялись за восстановление парусного флота и хозяйства яхт-клубов. Большую роль в возрождении парусного спорта сыграло введенное в 1918 г. всеобщее военное обучение населения. Молодежь, пополнявшая ряды советского Военно-Морского Флота и морских территориальных отрядов Всевобуча, знакомилась с морской службой в яхт-клубах. Активисты Всевобуча пропагандировали парусный спорт.
Советский парусный спорт получил в наследство сравнительно небольшое количество яхт, различных и по размерам, и по классам и типам вооружений. Это очень затрудняло организацию спортивной работы. Из-за недостатка судов одного класса пришлось вспомнить о гонках с пересадкой рулевых, которые впервые были проведены в Рос^ сии в 1903 г. С конца 20-х годов гонки с пересадкой надолго стали у нас основным видом соревнований — они проводились вплоть до 50-х годов.
Превосходная школа тактического мастерства, дающая одинаковые шансы для всех гонщиков, гонки с пересадкой рулевых привлекли в парусный спорт массы молодежи. Однако они не стимулировали проектирование и постройку новых судов; снизился уровень морской культуры и квалификации яхтсменов, привыкших к гонкам на спокойной воде и небольших дистанциях. Поэтому, сыграв свою положительную роль, гонки с пересадкой уступили место классным гонкам, основным в практике международных встреч. С 1971 г. гонки с пересадкой были возрождены в соревнованиях для юношей. Теперь они проводятся на яхтах определенных классов («Оптимист», «Кадет», «Финн»), в том числе и в гонках, проходящих по всесоюзному календарю, в частности на приз «Хрустальный кубок».
Создание в 1936 г. Всесоюзной парусной секции (С 1959 г. — Федерация парусного спорта СССР.) позволило объединить разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций спортивных обществ и положило начало организационной и систематической спортивной работе. Были разработаны и введены такие единые общесоюзные документы, как.Правила соревнований, Правила национальной советской классификации яхт (впервые такая классификация была создана в 1929 г.), программы подготовки яхтенных рулевых и Положение об их квалификации.
Первая попытка провести гонки на первенство СССР была предпринята водным отделом ВСФК в 1924 г. в Ленинграде на военно-морских шестивесельных ялах. Несмотря на разосланные приглашения, в гонках приняли участие только ленинградские яхтсмены и моряки Балтийского флота. Выиграл первенство экипаж шлюпки спортклуба «Спартак» (рулевой Б. Б. JIoбач-Жученко).
Яхтсмены разных городов в первый раз встретились в 1928 г. на I Всесоюзной спартакиаде. Победителям гонок на этой спартакиаде — кронштадтцу А. К Баль-севичу (килевые яхты) и представителю Самары Н. А. Мясникову (швертботы) — впервые было присвоено звание чемпиона СССР по парусному спорту.
Соревнования на первенство СССР по парусному спорту стали проводиться с 1936 г. Два первенства, проведенные до войны (1936—1938 гг.), во многом способствовали развитию парусного спорта в стране.
Большое значение для развития парусного спорта имело его возрождение в Москве. Вначале московский яхтенный флот составляли несколько швертботов, которые в 1937 г. перегнала в столицу группа ленинградских яхтсменов. А в 1938 г. в Москве было уже более 100 швертботов, четыре яхт-клуба и более четырехсот яхтсменов, актив которых составил ядро Всесоюзной парусной секции.
К началу 40-х годов парусным спортом в СССР занимались уже тысячи спортсменов. В составе спортивного флота появилось много яхт, построенных по Правилам классификации 1936 г.: килевые крейсерско-гоночные яхты классов Л-45, Л-60 и Л-100, швертботы для озерного и прибрежного морского плавания класса М-20, речные гоночные швертботы классов Р-20, Р-30 и Р-45, швертботы-одиночки класса Ш-10. Все эти суда были сконструированы и построены в Ленинграде, Горьком, Куйбышеве. Яхт-клубы Ленинграда, Одессы, Николаева, речные яхт-клубы Москвы, Саратова, Перми, яхт-клубы ВМФ в Кронштадте и Севастополе воспитали немало отличных яхтсменов: И. Матвеева, С. Зимина, Р. Алексеева, К- Александрова, Ю. Хитуна, Н. Мясникова, Н. Селаври и многих других.
Спортивно-массовая работа предвоенных лет не прошла бесследно. Многие яхтсмены, в частности ленинградские, в годы Великой Отечественной войны успешно воевали на катерах. Большую помощь осажденному Ленинграду оказали яхтсмены-буеристы — они участвовали в создании Дороги жизни на Ладожском озере и в организации дозорной службы и связи между сигнально-наблюдательными постами на льду Финского залива.
Развитие советского парусного спорта после окончания Великой Отечественной войны шло стремительным темпом. Довоенный яхтенный флот был не только восстановлен, но и значительно пополнен судами новых национальных и международных классов. Уже в 1945 г. было проведено первенство СССР. Включились в активную работу яхт-клубы Прибалтики; яхтенное судостроение получило новую базу — экспериментальную спортивную судоверфь в Таллине.
После 1945 года гонки на первенство СССР стали проводиться ежегодно. В 40-е же годы были пересмотрены основные документы по парусному спорту — Правила постройки и классификация яхт, Правила соревнований, программы подготовки яхтсменов.
До начала 50-х годов советский парусный спорт был ограничен узкими национальными рамками. Яхтенный флот состоял и пополнялся судами национальных классов. Увлечение гонками с пересадкой на относительно спокойной воде в значительной степени снизило уровень морской подготовки спортсменов. Классные гонки проводились редко в качестве тематических соревнований. Все это привело к значительному отставанию нашего парусного спорта от зарубежного. И хотя тактическая подготовка у наших яхтсменов была хорошей, к встрече с яхтсменами других стран они были не подготовлены.
В 1952 г. советские яхтсмены впервые вышли на международную арену, приняв участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. Несмотря на то что в составе команды были лучшие гонщики страны, олимпийская регата была проиграна — сказалось отсутствие опыта междушей стране крейсерские плавания. Уже в 20-х годах яхтсмены Ленинграда совершали плавания в Ладожское озеро и Балтийское море, в порты Прибалтики, Финляндии и Германии. В 1931 г. одесские яхтсмены предприняли плавание в Стамбул на яхте «Комсомолец». Можно вспомнить и плавания ленинградских яхт «Ударник» и «Пионер» в 1934 г. вокруг Скандинавии и яхты «Стахановец» в Белое море.
В послевоенные десятилетия интерес советских яхтсменов к крейсерским плаваниям значительно вырос. Если в 50—60 годах наши яхты плавали в основном в отечественных водах или в пределах одного моря, то уже в 1971 г. ленинградская яхта «Сатурн» проложила путь в океан и обошла вокруг Скандинавию по маршруту «Ударника» и «Пионера». Вышли в океан и яхтсмены-дальневосточники, которые к концу 70-х годов на яхтах «Родина», «Россия» и «Чукотка» совершили несколько научно-спортивных плаваний по маршруту Камчатских экспедиций В. Беринга. В 1978 г. в порту Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова), на пороге Атлантики, побывала яхта черноморских яхтсменов из Николаева. А летом 1983 г. две яхты архангельского яхт-клуба «Водник» — «Соловки» и «Гренада» — прошли по древнему пути поморов на Шпицберген.
К этому же времени выросла и популярность крейсерских гонок. Гонки на Кубок Балтики,Кубок Онеги, Кубок Черного моря, Кубок Днепра и Кубок
Волги, Соловецкая (РСФСР) и Мухувяйнская (ЭССР) регаты собирают многие десятки экипажей и уже стали традиционными.
В 1978 г. советские яхтсмены впервые приняли участие в международных сборах учебных парусных судов «Операция Парус», и экипаж ленинградской яхты «Рица» стал серебряным призером в гонках яхт. В гонках «Операции Парус-82» были представлены уже три советские яхты — «Флора», «Линда» и «Новик», занявшие соответственно второе, третье и четвертое места, а в 1984 г. «Флора» и «Новик» успешно участвовали в трансатлантической регате, проводившейся в рамках «Операции Парус».
Организационной формой советского парусного спорта является секция, работающая на базе яхт-клуба или водной станции ДСО, ведомства или города, которые обеспечивают стоянку, хранение и эксплуатацию яхт, а также ведут учебно-спортивную работу членов секции. Общественное руководство учебно-спортивной работой парусных секций, организацию и проведение соревнований осуществляют городские федерации парусного спорта. В союзных республиках, культивирующих парусный спорт, федерации, работающие под руководством Федерации парусного спорта СССР и республиканских спорткомитетов. В 1956 г. Федерация парусного спорта СССР вступила в члены Международного союза парусных соревнований (ИЯРУ). Представитель СССР является членом Постоянного комитета этого союза и его вице-президентом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий