суббота

Спортивная классификация парусных яхт

Цель спортивной классификации—обеспечить возможности сравнения спортивных достижений в парусных гонках, поскольку эти достижения в значительной мере зависят от качества яхт.
Непосредственные задачи классификации:
— разделение спортивных парусных судов на классы (в зависимости от типа и размера), чтобы в рамках каждого класса тем или иным способом ограничить размеры и характеристики корпуса и вооружения яхты и тем самым обеспечить достаточную безопасность плавания и сравнимость ходовых качеств;
— выработка единых правил определения размеров яхт (правил обмера) и порядка оформления документов, устанавливающих принадлежность яхты к тому или иному классу (мерительных свидетельств).
Классификация яхт — довольно сложное дело. Типы яхт определяются условиями их плавания (навигационными условиями) и уровнем развития яхтенной техники. Классы яхт совершенствуются и видоизменяются по мере развития парусного спорта. В свою очередь, классификация накладывает отпечаток на развитие парусного спорта.
Сущность классификации заключается в ограничении размеров яхт и их соотношений, влияющих на ходовые качества и мореходность.
Такими размерами являются:
— длина яхты — чем она больше, тем меньше сопротивление корпуса, а значит, яхта более быстроходна;
— ширина яхты — чем шире яхта, тем больше, с одной стороны, ее сопротивление, а с другой — остойчивость;
— осадка — она оказывает большое влияние на остойчивость яхты и ее лавировочные качества, то есть способность идти под острым углом к ветру (чем больше осадка, тем больше остойчивость и лучше лавировочные качества яхты);
— высота надводного борта — чем выше борт, тем Яхта мореходнее и лучше ее обитаемость;
— водоизмещение (вес) яхты — чем больше водоизмещение, тем больше сопротивление воды движению судна, но в то же время больше остойчивость и мореходность;
— площадь парусности — чем она больше, тем при прочих равных условиях больше скорость яхты.
По степени ограничений классы яхт можно разбить на пять основных групп:
1. Свободные классы, в которых устанавливаются ограничения на главные размеры яхт, а форма корпуса может быть произвольной. Такими классами являются, например, советские национальные классы крейсерских швертботов Т-2 и Т-3.
2. Формульные классы, в которых ограничения по размерам связаны главным образом с особыми формулами обмера. Эти формулы определяют величину гоночного балла яхты, измеряемую обычно в линейных единицах (метрах, футах). Формулы обмера подбирают таким образом, чтобы яхты, имеющие одинаковый гоночный балл, теоретически имели бы и равные скорости. Яхты одного класса, естественно, должны иметь одинаковый балл. К формульным классам относятся" яхты старых международных классов — 5,5- и 12-метровый (для гонок на Кубок Америки) и так называемые уровневые («тонные») классы по формуле IOR «однотонники», «полутон-ники», «четвертьтонники» и т. д. Формулы обмера главным образом применяются в гандикапных классах крейсерско-гоночных яхт.
3. Монотипы, которые строятся по одним и тем же чертежам при строгом соблюдении правил постройки и обмера, обеспечивающих идентичность формы корпуса, размеров парусов и весовых характеристик, влияющих на ходовые качества яхты. Монотипами являются швертботы «420», «470», «OK», «Финн», «Кадет» и «Летучий голландец», а также килевые яхты классов «Солинг», «Тем-пест», «Дракон», «Звездный». Большинство современных малых гоночных яхт — монотипы.
4. Гандикапные классы, то есть классы яхт, обмеряемые по определенным формулам, как и формульные классы. Разница состоит в том, что в гонках участвуют яхты с разными гоночными баллами, а занятые места определяются по так называемому исправленному времени. Исправленное время рассчитывают таким образом: действительное время прохождения дистанции множат на некоторый поправочный коэффициент, зависящий от гоночного балла. В настоящее время в подавляющем большинстве стран, в том числе и в СССР, приняты гандикапные классы крейсерско-гоночных яхт, обмеряемых по международным правилам и формуле IOR.
5. Серийные классы, которые строятся по одним и тем же чертежам и матрицам для формовки пластмассовых корпусов, но в отличие от монотипов не имеют строгих правил постройки и обмера. Здесь идентичность корпусов и вооружения обеспечивается фирмой-изготовителем. Такого рода классы типичны для малых крейсерских яхт. Некоторые из таких классов имеют национальные и международные объединения, проводящие гонки в данном классе. На базе серийных классов иногда вырабатываются монотипы.
Кроме того, различают национальные и международные классы яхт. В каждой стране могут появиться и появляются особые классы яхт, приспособленные для плавания только в водах данной страны (или даже ее отдельного района, моря, озера) . Такие классы называются национальными.
Многие удачные национальные классы начинают культивироваться в нескольких странах. Хотя по существу они становятся уже международными, юридически не являются таковыми. Международным классом считается класс, не только получивший широкое распространение в ряде стран, но и официально признанный Международным союзом парусных соревнований (ИЯРУ)- Например, имевшийся в советской классификации монотип Скандинавского парусного союза «Фолькбот», несмотря на широкое распространение во многих странах Европы, юридически не являлся международным классом.
Международные классы подразделяются на две группы:
— группа А включает современные яхты с высокими характеристиками, в проектах и правилах постройки которых использованы новейшие достижения техники. Из этой группы выбирают олимпийские классы (для участия в олимпийских регатах). В ней две подгруппы: А (R) — свободные или формульные классы и А (О) — монотипы;
— группа В включает классы, спроектированные более 20 лет назад, не полностью отвечающие требованиям группы А, и классы, которым международный статут присвоен вследствие их широкой популярности или потому, что они обеспечивают хорошую подготовку к гонкам. В группе В также две подгруппы: В (R) и В (О).
Каждый класс, кроме того, относится к определенной категории (в соответствии с организационным построением самого класса).
К категории 1 относятся классы, которыми управляют ассоциации владельцев яхт данного класса (под управлением понимается выпуск чертежей и правил класса, организации гонок и т. д.).
К категории 2 относятся классы, определением правил и
организацией гонок в которых руководит непосредственно ИЯРУ через национальные руководящие органы (федерации).
Помимо классов обычных яхт ИЯРУ предусматривает еще несколько классов катамаранов, в частности свободный класс «С» и несколько монотипов.
Те международные классы, в которых проводятся олимпийские регаты, называются олимпийскими.
После Московской олимпиа-ады в олимпийские классы были введены следующие яхты:
— «Финн» (олимпийский класс с 1952 г.);
— «Летучий голландец» (с 1960 г.);
— «Звездный» (с 1932 по 1972 г. и в 1980 г.);
— «Солинг» (с 1972 г.);
— «470» (с 1976 г.);
— катамаран «Торнадо» (с 1976 г.);
— парусная доска-монотип «Виндгляйдер» (с 1984 г.).
Кроме указанных судов олимпийскими классами были:
— килевые яхты международного 6-метрового класса (во всех олимпиадах до 1952 г. включительно);
— килевые яхты 5,5-метрового класса (с 1952 по 1968 г.);
— килевые яхты-монотипы «Дракон» (с 1948 по 1972 г.);
— килевые яхты-монотипы «Темпест» (в 1972 и 1976 гг.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий