суббота

Классификация яхт в СССР

Классификация яхт в СССР определяется едиными «Правилами классификации, постройки и обмера спортивных парусных яхт, принятых в СССР», которые периодически предусматриваются и издаются Федерацией парусного спорта СССР.
Классификация предусматривает международные и национальные советские классы гоночных и крейсерско-гоночных яхт. Число классов достаточно для того, чтобы учесть потребности всех водных районов страны в занятиях всеми видами парусного спорта. В таблицах приложений 1 и 2 даны основные размеры наиболее распространенных классов яхт.
Для гонок на швертботах предназначены суда международных классов «Финн», «Летучий голландец», «470», «OK», «420» и юношеский монотип «Кадет».
Для крейсерских гонок и дальних плаваний по рекам, озерам и прибрежным морским районам предназначены швертботы свободных крейсерско-гоночных классов Т-2 и Т-3 (рис. 16).
Разнообразные крейсерско-гоночные и крейсерские яхты для участия в гонках должны быть обмерены и отнесены к одному из принятых у нас международных гандикапных классов по правилам IOR. Основные сведения о яхтах советской классификации даны в приложении 1.
В классификацию включены наиболее распространенные международные классы яхт. К ним относятся в первую очередь олимпийские классы «Финн», «470», «Летучий голландец», «Звездный», «Солинг» и «Торнадо».
Швертботы-одиночки класса «Финн» (конструктор швед Р. Сарби) очень распространены во всем мире. На этом швертботе впервые применена свободнонесущая мачта без стоячего такелажа (см. рис. 12).
Рис. 16. Крейсерско-гоночный швертбот класса ТЗ

Рис. 17. Гоночный швертбот-монотип «Летучий голландец»
Очень быстроходный швертбот-монотип «Летучий голландец» (рис. 17), на котором ходят два человека (конструктор голландец У.Ван-Эссен).

Рис. 18. Катамаран-монотип «Торнадо»
Катамаран «Торнадо», созданный в 1966 г. в Англии Р. Магом, Т. Пирсом и Р. Уайтом, был принят в СССР с 1976 г. как олимпийский класс. Экипаж его два человека.

Рис. 19. Гоночная яхта-монотип класса «Звездный»

Яхта «Звездного класса», сконструированная американцем Гарднером в 1911 г. (рис. 19), очень интересна для гонок. Ею управляют два человека. Вследствие известной перегруженности яхты парусами от экипажа требуется большая ловкость, сработанность и отличная физическая подготовка. Этот класс существует с 1911 г.
Рис. 20. Гоночная яхта-монотип класса «Дракон»

Килевой монотип «Дракон» (рис. 20) представляет собой деревянную, сравнительно тяжелую яхту с очень маленькой рубкой-козырьком и просторным кокпитом. Ходят на ней три человека. «Дракон» спроектирован в 1929 г. норвежцем И. Анкером. Яхт этого класса в СССР довольно много; их включают в различные соревнования.

Рис. 21. Гоночная яхта-монотип класса «Солинг»
Класс «Солинг» (рис. 21) — олимпийский класс. Это яхта-монотип с экипажем в три человека, имеющая пластмассовый корпус, изготовленный по стандартной форме (матрице), что позволяет обеспечить сравнительно высокую идентичность обводов. Конструктором яхты является норвежец Линге.
Швертбот-монотип двойка «470» (французский национальный класс, международный с 1970 г.) спроектирован Андре Корню. Хорошо ходит при весе экипажа до 150 кг (см. рис. 13,Б).
Общий вид типичной парусной доски (виндсёрфера) показан на рис. 22.

Рис. 22. Парусная доска (виндсёрфер)
Рис. 23. Детский швертбот-монотип класса «Кадет»

Кроме того, классификация включает следующие классы для детей и юношей:
— класс «OK» (О'кэй) — распространен как юношеский швертбот-одиночка;
— международный юношеский класс «Кадет» — разработан в Англии конструктором Д. Холтом в 1947 г. (рис. 23) — швертбот-двойка;
— детский монотип-одиночка «Оптимист» (см. рис. 12, Б) — маленький швертбот-плоско донка, прост для самодеятельной постройки. «Оптимист» был монотипом Скандинавского парусного союза, а в настоящее время — международный класс, распространенный во многих странах;
— монотип-двойка «420» французского конструктора Мори; яхты этого международного класса очень быстроходны и интересны; среди них разыгрываются первенства Европы и ряда стран.
Крейсерско-гоночные яхты сейчас классифицируются по международным правилам IOR (см. «Правила классификации, постройки и обмера спортивных яхт, принятых в СССР», часть III).
Обмеренные по указанным правилам яхты, отвечающие, кроме того, требованиям безопасности плавания и прочности конструкции, делятся на шесть классов в соответствии с баллом, полученным в результате обмера:
1-й класс — с баллом более 10,06 м (33 фута);
2-й класс — с баллом 8,84— 10,03 м (29—32,9 фута);
3-й класс — с баллом 7,77— 8,81 м (25,5—28,9 фута);
4-й класс — с баллом 7,01 — 7,74 м (23,0—25,4 фута);
5-й класс — с баллом 6,40— 6,98 м (21,0—22,9 фута);
6-й класс — с баллом 4,88— 6,37 м (16,0—20,9 фута).
Для каждого класса установлены свои лимиты планировки (высота каюты, число спальных мест, размеры шкафов, камбуза, емкостей для пресной воды и т. п.), а также минимальное снабжение в соответствии со специальными правилами в зависимости от дальности плавания или категории гонки.
Для яхт с различной величиной балла, стартующих в одном классе (или стартовой группе), определяют так называемое исправленное время, которое рассчитывают в зависимости от балла и времени прохождения данной дистанции. Этот метод (называемый гандикапом) основан на том принципе, что меньшие яхты менее быстроходны, чем крупные (имеющие больший балл). Поэтому их действительное время прохождения дистанции множится на поправочный коэффициент, который тем меньше, чем меньше балл яхты. Полученное таким образом исправленное время и определяет место яхты в данной гонке. Естественно, что применение гандикапа требует тщательного обмера, неукоснительного соблюдения правил и грамотного комплектования стартовых групп. Зачастую даже в рамках одного класса приходится выделять две-три стартовые группы яхт разных типов или периодов постройки.
Для существующих по правилам IOR параллельно с ганди-капными классами формульных «уровневых» яхт разыгрываются Кубки однотонников, полутонни-ков, двухтонников и т. д. Эти соревнования являются, по существу, первенствами мира для крейсерско-гоночных яхт, для которых строят специальные суда из новых материалов, часто очень дорогие. Сейчас разыгрываются следующие кубки:
— минитонников (балл не более 4,88 м);
— четвертьтонников (балл не более 5,49 м);
— полутонников (балл не более 6,61 м);
— тричетвертитонников (балл не более 7,47 м);
— однотонников (балл не более 8,38 м);
— двухтонников (балл не более 9,76 м).
Все кубковые регаты состоят из пяти гонок, две из которых проводятся по дистанции типа олимпийской, а три — крейсерскими гонками в открытом море по объявленному маршруту. У нас тоже были установлены «Правилами классификации» два формульных класса — К5 (четвертьтонники) и Кб (полутонники). Однако их строят очень мало. Поэтому в рамках формульных классов гонок практически не проводят, как и серий гонок по типу «тонных» кубков.
«Правила классификации, постройки и обмера» включают также правила обмера, правила несения отличительных знаков класса, а также частные правила по отдельным классам.
Правила обмера предписывают, каким образом измерять определяющие класс размеры яхты и площадь ее парусности.
Обмером судов занимаются специально выделенные спортивными организациями лица — официальные мерители. Измерив судно и определив, входит ли оно в тот или иной класс, меритель выдает владельцу яхты мерительное свидетельство — документ, подтверждающий соответствие судна классу и фиксирующий его измеряемые размеры и другие необходимые данные (год и место постройки, конструктор, владелец, порт приписки и т. п.). Свидетельство регистрируется в Спорт-судорегистре Государственного Комитета по физической культуре и спорту СССР, где на каждый класс заведены специальные мерительные книги, после чего оно становится действительным. Яхта, не имеющая мерительного свидетельства, не имеет права участвовать в классных гонках.
Обмеренные и классифицированные яхты носят на парусах отличительные знаки своего класса и номера, соответствующие порядковому номеру регистрации данной яхты в Общесоюзной мерительной книге. Например, швертбот национального класса ТЗ, зарегистрированный в классе под № 75, должен нести на парусе следующее обозначение:
Яхты международных классов перед номером несут латинские буквы, означающие государственную принадлежность: для СССР это буквы «SR». Таким образом, яхта международного класса «Кадет» № 25 будет нести на парусе знак:
Цифры и буквы должны быть стандартного размера, установленного для данного класса. Их нашивают в определенных местах с обеих сторон грота таким образом, чтобы при просвечивании паруса цифры и буквы не накладывались друг на друга.
Яхта, не имеющая на гроте соответствующих обозначений, не имеет права выхода и при участии в гонках на финише не принимается.
Гандикапные крейсерско-гоночные яхты обмеряют по специальным правилам и формуле, по которой определяется их гоночный балл. В соответствии с этим обмером каждая такая яхта относится к определенному классу IOR. Гандикапные крейсерско-гоночные яхты несут на парусах и обоих бортах номера, первая цифра которых означает класс, а последующие — порядковый номер регистрации яхты в мерительной книге Госкомспорта СССР. Например, если яхта несет на парусах номер «6135», это означает, что она принадлежит к 6-му классу IOR и ее номер 135.
Неклассные швертботы и яхты служат для учебной работы и крейсерских плаваний. Они не подлежат регистрации во всесоюзном масштабе и регистрируются только в своем городе. Им присвоена буква «Н», под которой нашивается порядковый номер для данного города.
Каждая яхта, участвующая в гонках, как мы уже говорили, должна иметь действительное мерительное свидетельство, и на ее корпусе и рангоуте должны быть нанесены так называемые обмерные марки — отметки, ограничивающие крайние точки размеров парусов и некоторых размеров корпуса. Порядок постановки марок приведен в «Правилах классификации, постройки и обмера спортивных парусных яхт», принятых в СССР, и в частных правилах классов.
* * *
Выше были рассмотрены советская и международная классификации яхт. В целом ряде стран существуют свои, более или менее развитые национальные классификации.
Не касаясь этих классификаций и их построения детально, отметим, что они имеют «эмпирический» характер, и выбор классов в них определяется, по-видимому, просто ходом событий в парусном мире. Ряд стран, особенно малых, вообще не имеет собственных классификаций и национальных классов яхт, применяя в своей практике международные и национальные классы других стран.
Во всех классификациях сейчас устойчива тенденция к снижению числа свободных классов и увеличению числа монотипов и серийных классов.
В большинстве стран в национальных классах преобладают швертботы и очень мало килевых яхт. Так, в Италии из семи национальных классов шесть швертботов, во Франции — все национальные классы — швертботы, в Англии — добрых 90% и т. д. Это объясняется тем, что швертботы дешевле в постройке, более «чувствительны» к навигационным условиям, и поэтому в каждой стране вследствие особенностей различных бассейнов возникают свои, приспособленные к условиям данной страны (или даже ее района) классы. Дешевизна и удобства эксплуатации швертботов, не требующих дорогих эллингов, способствуют появлению множества национальных классов.
Что касается килевых яхт национальных классов, то их очень мало — прежде всего потому, что номенклатура международных классов достаточно велика и обеспечивает практически суда на любой вкус. И хотя особой необходимости в создании килевых яхт национальных классов нет, в некоторых странах они существуют. К ним относится, например, финский класс «Н», шведский крейсерский монотип «Фолькбот», который был принят у нас в 1958— 1972 гг., и некоторые другие.
Надо сказать, что чисто гоночные национальные классы килевых яхт, вероятно, уже отжили свой век. Их в последние годы заменили серийные национальные классы крейсерских и крейсерско-гоночных яхт длиной от 5 до 8—9 м. Наиболее удачные из множества производимых на яхтенных верфях яхт получают широкое распространение, и их владельцы образуют ассоциации для проведения гонок на таких яхтах. В развитых странах (США, Франция, Англия, ФРГ) насчитывается по десятку и более таких классов. А так как эти яхты стоят существенно дешевле и служат гораздо дольше, чем классные монотипы, то «гоночный век» их тоже более продолжителен.
По этому принципу появилось много и национальных классов серийных парусных досок. Сейчас в мире парусные доски стали самым массовым видом парусного спорта — их насчитывается несколько сот тысяч. Промышленность выпускает несколько десятков различных типов парусных досок и каждый — в большом количестве. Некоторые из них во многих странах, по образу и подобию упомянутых яхт, становятся национальными классами. Этому способствует меньшая стоимость (процентов на 40—50) по сравнению со стоимостью классных гоночных досок, да и гарантийные сроки службы серийных досок также больше, чем у гоночных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий